498 Virginia St E
+1(234)5678900, +1(234)5678900

Гуманистические теории
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Гуманистическая психология подходит к человеку как существу, который от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической психологии сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. С точки зрения гуманистической психологии, люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. Гуманистическая психология рассматривает людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями. 
 
 Гуманистическая теория личности А. Маслоу (1908 – 1970)
 А. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. А. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью, прежде чем другая, расположенная выше, проявится и станет действовать. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. А. Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует. Потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу – «все или ничего». Человек может быть мотивирован на двух и более уровнях. Средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: • 85 % – физиологические; • 70 % – безопасности и защиты; • 50 % – любви, принадлежности; • 40 % – уважения; • 10 % – самоактуализации. Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены. Таблица 20 Иерархия потребностей по А. Маслоу Характеристика потребностей (табл. 20): • Физиологические потребности : потребности, существенные для физического выживания. • Потребности безопасности и защиты – потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких ужасающих сил, как болезнь, страх и хаос. • Потребность принадлежности и любви (люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье или группе). Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека. • Потребности самоуважения. А. Маслоу разделил эти потребности на два основных типа: 1) самоуважение (компетентность, уверенность, достижения, независимость, свобода) и 2) уважение другими (престиж, признание, репутация, статус, оценка и принятие). Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. • Потребности в самоактуализации как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализация как высший мотив доступен не всем, а лишь незначительной части людей, которых А. Маслоу (1997) назвал Self-actualizers. Для большинства людей доступны лишь кратковременные периоды самоактуализации — peak experiences , субъективно переживаемые как счастье, полнота ощущений, единство с миром. Они достигаются в творчестве, восприятии природы, родительских чувствах, эстетическом восприятии. Психологические свойства Self-actualizers: • эффективное восприятие реальности и умение переносить неопределенность; • принятие себя и других такими, каковы они есть; • спонтанность в мышлении и поведении; • ориентация на решение проблемы больше, чем ориентация на себя; • чувство юмора; • высокая креативность; • служение благу человечества; • сопротивление влиянию среды, тем не менее, не являющееся самоцелью; • ничто человеческое им не чуждо; • глубокое общение с небольшим числом людей; • объективный взгляд на жизнь. Поведение, ведущее к повышению самоактуализации: • принимать жизнь как это делает ребенок – с полной самоотдачей; • не искать легких путей, а делать нечто новое; • больше принимать во внимание собственные ощущения, а не традиционные представления, мнение авторитета или большинства; • быть честным и не играть во «взрослые игры»; • быть готовым к непопулярности, если ваше мнение будет отличаться от мнения большинства; • принимать ответственность на себя; • любое дело осуществлять с полным вложением сил.
 
Феноменологическая теория личности К. Р. Роджерса (1902–1987) Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что:
• поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности.
• люди способны определять свою судьбу, они ответственны за то, что они собой представляют.
• люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. Люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости.
Основные теоретические посылки теории К. Р. Роджерса:
• Самоактуализация . Идея о том, что человек обладает собственной, идущей изнутри активностью, стремлением к росту, прогрессу – краеугольный камень концепции К. Р. Роджерса.
• «Я-концепция» – определяет в подходе К. Р. Роджерса представление человека о самом себе.
• Неконгруэнтность (неаутентичность). Актуальный жизненный опыт человека может противоречить сложившейся Я-концепции и тогда возникает, по К. Р. Роджерсу, неконгруэнтность (неаутентичность) – несоответствие, противоречие – между представлением о себе и актуальной ситуацией.
• Принятие. К. Р. Роджерс убежден, что тенденция к личностному росту, здоровью и самоактуализации усиливается благодаря принятию самого себя «таким, каков ты есть».
Базовые тенденции личности :
• индивид обладает врожденной тенденцией к актуализации (основное стремление живого организма – сохранить и усилить себя);
• в соответствии со стремлением к актуализации поведение индивида представляет собой целенаправленную попытку удовлетворить потребность в актуализации в рамках той реальности, которую он переживает;
• индивид участвует в процессе оценивания своего опыта или поведения в соответствии с тенденцией к актуализации («А каков Я?»);
• опыт, способствующий усложнению и сохранению организма, субъективно оценивается положительно, а воспринимаемый как препятствие такому сохранению – оценивается как отрицательный;
• поведение индивида характеризуется приближением к положительно оцениваемым опытным данным и избеганием данных, получивших отрицательную оценку. Опытные данные оцениваются не только через непосредственную самооценку, но и через оценку других людей и часто бывают искаженными, что может приводить к развитию невротической личности.
Основные принципы гуманистической феноменологической психологии:
• Человек всегда обладает свободой и необходимой независимостью.
• Важным источником информации является субъективный психический опыт человека, доступный ему через осознание «здесь и теперь».
• Человеческая природа никогда не может быть определена полностью. Она всегда стремится к беспрерывному развитию, к реализации возможностей человека.
• Человек един и целостен.
• Сознание человека не может быть сведено к его основным потребностям или защитам.
Этические принципы: • в жизни человек несет ответственность за свои поступки; • идеальные отношения между людьми основаны на взаимном признании, что каждый человек творец своей жизни. Каждый признает и ценит внутренний мир другого и себя; • каждый человек живет в настоящем моменте «здесь и теперь» и именно он существенен для бытия.
Исходя из своей концепции, автор выявил критерии полноценно (полностью) функционирующих людей (у которых функционирует механизм самоактулизационной функции). «Хорошая жизнь» (хороший Я-опыт) – это нефиксированное состояние бытия, «это не добродетель, не счастье, не удовлетворение и не состояние, в котором человек чувствует себя адаптированным, совершенным и актуализированным, это не уменьшение напряжения или гомеостаз. Это не конечный пункт, это направление, в котором человек движется, следуя своей инстинктивной природе» (К. Р. Роджерс, 1997). Характеристики полноценно функционирующих людей: 1) Открытость к переживанию – способность слушать себя, воспринимать свои висцеральные, сенсорные, эмоциональные, когнитивные, ментальные переживания в себе, при этом не испытывая угрозы и не стараясь подавить их. Это способность действовать или не действовать в соответствии с ними. Причем все переживания точно символизируются в сознании без искажений и отрицания. 2) Экзистенциальный образ жизни – это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент своего существования, когда каждое переживание переживается как свежее и уникальное. То, как ведет себя человек, проистекает из данного момента независимо от прежних переживаний. «Я» человека проистекает из переживания его актуального опыта, а не переживаний, преобразовывающихся, чтобы соответствовать какой-либо заранее заданной жесткой Я-структуре. Это непосредственное, спонтанное поведение. 3) Организмическое доверие . В поведении человек доверяет себе, т. е. его поведение основано на принципе: «Я поступаю правильно», он опирается на свои ощущения, а не на социальные нормы, заложенные какой-то группой, или институтом, или суждениями других людей. 4) Эмпирическая свобода . Человек может жить свободно, так, как хочет. Это чувство личной власти, способность сделать выбор, руководить собой, жить без запретов и ограничений. 5) Креативность – это творческий образ жизни. Человек способен творчески гибко приспосабливаться к жизни, обществу и культуре и в то же время удовлетворять свои самые глубокие потребности. Это не конформизм. Человек является членом общества и его продуктом, но не его пленником.
 
Выводы 1. Гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями. 2. С точки зрения гуманистической психологии жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски идентичности и автономности, жажда прекрасного представляют универсальную тенденцию. 3. Теория А. Маслоу подчеркивает уникальность человека и наличие потенциала саморегулируемого и эффективного функционирования. 4. К. Р. Роджерс утверждал, что единственной реальностью, с точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность – личный мир переживаний человека. Центральное место в этом субъективном мире принадлежит Я-концепции. • Люди большей частью ведут себя в соответствии со своей Я-концепцией. Развитие позитивной Я-концепции позволяет им стать полноценно функционирующими людьми.
Категория: Мои статьи | Добавил: swuros (08.09.2011)
Просмотров: 1456 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: