ФАКТОРЫ
РИСКА В качестве факторов, определяющих
риск нарушения психологической безопасности в конкретных случаях
психологического воздействия можно выделить три составляющие: ·
характеристика макро- и микросоциальной ситуации; ·
воздейственный потенциал субъекта воздействия; ·
индивидуальные особенности реципиента. Макро- и
микросоциальные условия определяют тот фон, на котором происходит
психологическое воздействие. Макросоциальные ситуации характеризуют отношение
общества к проблеме психологической безопасности в целом. Это касается
введением обществом соответствующих этических норм, контроля и осуществления
правового регулирования ситуаций, связанных с нарушениями психологической
безопасности или потенциально опасных с этой точки зрения. Микросоциальные ситуации
связаны с ближайшим окружением человека, его этническими, профессиональными,
семейными и т.п. отношениями. К числу характеристик, определяющих воздейственный потенциал субъекта воздействия можно отнести: ·
финансовые ресурсы системы; ·
наличие у системы, в рамках которой оказывается
воздействие, ресурса нормативной власти; ·
специфику конкретной деятельности (ее цели и
особенности технологии, в частности, степень ее гибкости или степень
стандартизированности, широты спектра допустимых к использованию средств,
предписанность многократного взаимодействия с реципиентами); ·
потенциальную численность аудитории; ·
возможность повторного идентичного или аналогичного
воздействия в отношении одного и того же контингента; ·
состав доступной аудитории (возраст: детская,
подростковая, молодежная, зрелая); ·
возможность мониторинга результатов воздействия
(доступ к реципиентам; критерии оценки); ·
степень «открытости» системы, в рамках которой
оказывается воздействие для входа и выхода из нее; ·
степень «открытости» системы, в рамках которой
оказывается воздействие для внешнего контроля; ·
степень «открытости» системы, в рамках которой
оказывается воздействие для свободного доступа ее членов к информационной
системе общества и для конкурирующего влияния иных информационных источников; · возможность
комплексного воздействия; ·
возможность распоряжения воздействующей стороной
ресурсами удовлетворения базисных потребностей реципиента; ·
возможность использования при воздействии технических
средств и химических препаратов, снижающих у реципиентов возможность произвольного
контроля взаимодействия (возможность использования измененного состояния
сознания); ·
возможность использования при воздействии технических
средств и химических препаратов, обеспечивающих «неосознаваемый доступ» типа 25
кадра, феномена «backmasking»[1]
(167) при музыкальном воздействии, применение адверзивных приемов: ·
возможность привлекать в закрытые сообщества лиц из
групп влияния. Индивидуальные особенности
реципиента так же могут являться факторами, нарушающими психологическую
безопасность личности. Таким образом, индивидуально-личностные характеристики,
являются внутренними источниками угроз
психологической безопасности личности, ибо заложены в самой биопсихосоциальной
природе психики человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в
индивидуально-личностных характеристиках индивида. В силу этих особенностей
люди отличаются степенью восприимчивости к различным
информационно-психологическим воздействиям, возможностями анализа и оценки
поступающей информации и т.д. Кроме факторов риска,
способствующих нарушению психологической безопасности,
у личности имеются определенные ресурсы сопротивляемости. Понятие «ресурс», в
самом общем смысле,
определяется как вспомогательное
средство, возможность, к которой можно обратиться в случае необходимости.
Ресурсами можно назвать те средства, к которым индивид обращается в
экстремальных ситуациях для преодоления их разрушающего воздействия и
сохранения собственной целостности. Обычно различают два класса ресурсов:
личностные (внутренние или психологические) и средовые (социальные или внешние)
ресурсы. Личностные ресурсы включают ряд характеристик и свойств личности
человека, средовые отражают доступность инструментальной, моральной и
эмоциональной помощи со стороны социума.
К внешним ресурсам
относят психологическую поддержку социального окружения, факторы,
способствующие
самореализации и адаптации, факторы,
поддерживающие самооценку личности. К внутренним ресурсам
относят личностные особенности: ориентацию на цели, выводящие личность за
пределы ситуации и личных интересов (нравственные ценности), особенности
эмоционально-физиологической реактивности, социально-психологические особенности личности, особенности интеллекта,
опыт удачных (неудачных) попыток, отношения
личности, сознание (вера,
принадлежность к группе и пр.), эмоции и
чувства, познание и опыт, поведение и деятельность, доминирование черт
характера, равновесие эмоциональной сферы, адекватность отражения окружающей действительности
(познавательная сфера), тип нервной системы, опыт, навыки поведения и действия,
уровень развития познавательных структур. Кроме того, возраст и пол,
этническая принадлежность также рассматривается как ресурс сопротивляемости. Кроме индивидуальных
особенностей есть и определенные общие характеристики и закономерности
функционирования психики, которые влияют на степень подверженности
информационно-психологическому воздействию и присущи большинству людей. Так, например, в
кризисных изменениях общества повышается внушаемость людей, и, соответственно,
возрастает подверженность информационно-психологическим воздействиям. Она также
возрастает в условиях нахождения человека в массовых скоплениях людей, в толпе,
на митинге, демонстрации. С человеком происходит своеобразное психическое
заражение определенным психоэмоциональным состоянием, что, например, достаточно
ярко проявляется на различных зрелищных мероприятиях. Знание своих
инидвидуально-психологических особенностей и общих характеристик и
закономерностей функционирования психики становится для человека в настоящее
время не просто обязательным элементом его общей культуры, но и необходимым
условием безопасности в социальном взаимодействии, в различных межличностных
коммуникативных ситуациях. [1]
Феномен «backmasking»
- передача эмоций через
изменение частотного расположения обертонов голоса: при выражении радости
обертоны гармоничны, а при гневе - дисгармоничны. В рок-музыке агрессия и гнев
выражены достаточно сильно, что объясняет ее
(рок-музыки) разрушительное воздействия для психики
человека. | |
| |
Просмотров: 1321 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |