498 Virginia St E
+1(234)5678900, +1(234)5678900

МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАСС-МЕДИА-2
МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАСС-МЕДИА-2

4. ВКЛЮЧЕНИЕ В СООБЩЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ САМОКРИТИКИ

1. Формирование имиджа "особой осведомленности”.

Формирование имиджа "особой осведомленности”. Установлено, что предпочтение к источнику информации, вызывающему доверие у аудитории, прямо связано с  его достоверностью и осведомленностью. Интерес и, как следствие этого доброжелательность к Коммуникатору, чаще возникает в той группе слушателей или читателей, которая добровольно обращается к определенному источнику информации, особенно когда благодаря ему можно почерпнуть, что-либо новое, неизвестное, или, что еще значимее -  закрытое для широкой огласки.

Формирование имиджа "особой осведомленности”.

Преодоление цензуры и запрета на какую-либо информацию  играет роль своеобразного катализатора интереса к ней массовой аудитории. Так, удовлетворение естественного желания людей восполнить пробел в определенных знаниях, например, в вопросах истории своего народа и государства, является хорошей возможностью привлечь внимание аудитории.  Перефразируя известную фразу можно сказать, что все тайное особенно привлекает в тот момент, когда становится явным. Интерес к ранее закрытой информации может пропасть достаточно быстро, но в момент опубликования новость носит элемент сенсации, а потому практически всегда привлекательна и широко тиражируема. Политики, утаивая что-либо от истории, оставляют тлеющий пороховой заряд, воспламенение которого отсрочено, но может произойти с течением времени.

2. "Псевдообъективность” и  "альтернативный голос”.  

Необходимый эффект в данном случае создается передачей сообщений о текущих событиях, замалчиваемых в силу различных причин официальными представителями государственных инстанций или представляющих информацию о каких-либо фактах и событиях в усеченном виде. Атрибутами такой информации, как правило, служат ссылки на "информированные источники”, "собственные источники в правительстве”,  "источники, пожелавшие остаться неизвестными” и т.п. При этом может осуществляться цитирование документов, оценок экспертов, свидетельских отчетов и других материалов, которые необходимы для большей убедительности. К весьма распространенным приемам манипулятивного воздействия построенного на эксплуатации интереса к конфиденциальной информации  относится организация "утечек информации” из правительственных или иных кругов.

3. ПЕРЕДАЧА ДОСТОВЕРНЫХ СВЕДЕНИЙ, ТОЧНОСТЬ КОТОРЫХ ЗАРАНЕЕ ИЗВЕСТНА

Доверие аудитории (слушателей или читателей) к коммуникатору, заключается в укреплении его авторитета, популярности и может создаваться передачей достоверных сведений, точность которых заранее известна слушателям или читателям и может быть легко ими проверена. К категории такой "убеждающей информации” относятся, в частности, фактические данные. Например, имена, названия улиц, номера домов, огромное количество деталей, являющихся достоверными и, в которые как бы "упаковываются” информационные сообщения. Так, радиостанции, занимающиеся "серой” (распространение недостоверной информации) и "черной” (распространение дезинформации) пропагандой используют телефонные книги для того, чтобы упомянуть в передачах реальные фамилии, граждан упоминающихся в радиопередачах.

 

"Серой пропагандой” активно используется прием, который заключается в смешивании достоверной информации с фабрикуемой, и известный под названием полуправды.

Использование достоверных данных, в объеме который может меняться по мере выполнения поставленных задач, снимают у слушателей предвзятость к данному источнику информации. Настороженность постепенно разрушается достоверными сведениями, сообщением фактических данных, явно правдивых и в то же время нейтральных. Происходит снятие психологического барьера недоверия, который является одним из естественных способов психологической защиты личности от манипулятивного воздействия со стороны незнакомых (неизвестных ранее) источников информации.

4. ВКЛЮЧЕНИЕ В СООБЩЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ САМОКРИТИКИ

Формируя имидж объективности, независимости или альтернативности источника информации официальным СМИ необходимо позаботится, чтобы в сообщения включались элементы самокритики. Это известное правило пропаганды звучит следующим образом: чтобы похвала была убедительной, добавьте в нее немного критики, а если критикуете необходимо чуть - чуть похвалить. Использование дозировки положительных и отрицательных моментов в сообщениях (для укрепления "имиджа” объективности) позволяет подготовить сообщение с выгодной коммуникатору направленностью, осуществляя дискредитацию конкретных лиц, каких-либо  мероприятий и т.п.

 

Изложенные выше принципы, относится к  правилам, которых придерживаются при формировании доверия к источнику информации.  Согласно этим правилам, следует сообщать  реальные факты, если нет острой необходимости их замалчивать или видоизменять. В случаях, когда аудитория выявляет в информации ложь или передержки, "власть” коммуникатора над объектами пропагандистского воздействия существенно ослабевает.

ТЕХНИКИ ОПЕРАТИВНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ.

Закрепление доверия и привыкания к обращению к одному и тому же источнику информации не будет достаточно эффективным, если оно не будет опираться на эксплуатацию базовых потребностей человека, осуществляемых через СМИ. К одной из таких потребностей по мнению  ученых следует относить коммуникативную потребность человека1.

Актуализация этой потребности связывается специалистами с использованием в СМИ техники оперативного информирования.

 

Осведомленность, базирующаяся на оперативности в получении значимой для человека информации, дает преимущество в предпринимательстве, политике, науке и других областях человеческой деятельности.

Для обывателя осведомленность связана с реализацией утилитарных потребностей, - узнав что-либо быстрее других он на время оказывается в центре внимания менее информированных людей.

 

Для обывателя осведомленность связана с реализацией утилитарных потребностей, - узнав что-либо быстрее других он на время оказывается в центре внимания менее информированных людей.

В 1925 году американский исследователь М.Лундт сформулировал "закон предшествования”, согласно которому любое первое сообщение о том или ином факте, событии оказывает более сильное воздействие на аудиторию, чем последующие.

Одна из причин этого феномена заключается в том, что тому кто первый сообщил информацию, принадлежит приоритет в удовлетворении имеющейся потребности  и, как следствие, формирование первичной психологической установки к факту или событию.

 

Изменять мнение аудитории воздействия и отношение, сложившееся благодаря первичной информации, особенно в политической сфере, труднее чем формировать это отношение (речь идет о динамике процессов массового сознания, а не об отдельных группах, имеющих  сложившееся отношение или иные предиспозиции к определенной информации).  

 

Оперативность в подаче сообщений при освещении различных событий всегда считалась и считается достоинством функционирования СМИ. Но оперативность, или, как пишет Г.Шиллер, незамедлительность подачи информации может быть и средством для искажения ее достоверности, "способствовать усилению манипулятивных возможностей информационной системы....

Коммуникаторы стремятся не просто к оперативности, а к сверхоперативности.

Опережение официальных (других конкурирующих) источников информации создает ореол осведомленности, хотя информация может в значительной степени фабриковаться (конструироваться) на основе не вполне достоверных материалов и сомнительных источников.

"ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ”.

Другой психологический прием, эксплуатируемый сверхоперативностью, - это создание "эффекта присутствия”.

Прием основывается на создании иллюзии повсеместного наличия своих источников информации у конкретных коммуникаторов. Подобное достигается за счет быстрой передачи информации даже о незначительных событиях, происходящих в различных районах,  заимствованием информации у коллег и конкурентов, использованием материалов из архивов, без соответствующего указания,  или подменой сходным по внешнему виду материалом, пользуясь недостаточной компетентностью аудитории воздействия.

ПРИДАНИЕ СООБЩЕНИЮ ВИДИМОСТИ СЕНСАЦИОННОСТИ

Эффекту сверхоперативности сопутствует такой прием, как придание сообщению видимости сенсационности, то есть необычности, неординарности происходящего, причем даже в тех случаях, когда этого на самом деле нет. Информация, которая в той или иной форме освещается СМИ, превращается манипулятором в значительную помещением ее  перед другими сообщениями, путем выделения ее с помощь интонации, мимики, жестикуляции, внешнего антуража, других невербальных компонентов общения и  паралингвистических средств. При этом создается ощущение необычайной важности передаваемой информации,  сообщения, содержания теле-шоу.

СЕНСАЦИОННОСТЬ

Сенсационность необходима прежде всего для того, чтобы привлечь внимание и расширить  аудиторию воздействия распространяемой информации.

Отнесение  события к разряду сенсации опять таки решается современными СМИ исходя из психологических особенностей человека.  К одной из базовых потребностей человека психологи относят потребность в безопасности (А.Маслоу). Соответственно сообщения о катастрофах, террористических актах, убийствах и насилии автоматически переносятся в разряд первостепенной важности.

 

Своеобразной трансформацией сенсационности и тяготения человека к познанию скрытых, тайных сторон жизни является использование приема "затрагивания запретных или нежелательных тем”, которые не находят отражения в официальных источниках информации. Это может быть, в частности, информация связанная с негативно воспринимаемыми аудиторией моментами частной жизни политических деятелей, должностных лиц, "звезд” эстрады (здесь вступает в силу эффект обывателя - "они такие же, и даже хуже”), романтизацией различных форм насилия, эксплуатацией интереса к половым извращениям  и т.п. С одной стороны, подобная практика поддерживает весьма привлекательную идею свободы информации, свидетельствует о возможности говорить практически обо всем, с другой стороны, она же способствует распространению форм поведения благодаря которым общество в конце концов страдает. То есть, определенным образом программируется поведение аудитории, особенно молодежи, сознание которой только формируется. 

 

Так как человек не может не беспокоиться относительно своего будущего (хотя бы неосознанно), среди приемов завоевания доверия заметное место занимает предсказание событий, то есть сообщения  о тех событиях которые могут случиться и об этом извещают заранее. Религиозные секты пугают концом света, а опытные манипуляторы сообщают о том, что точно знают наперед. Используя этот прием, иногда специалисты его обозначают как "голос пророка”, можно существенно повысить степень доверия к источнику информации.

Коммуникатор, применяя данный прием, может ссылаться на события, которые он, якобы, предсказал заранее и, которые получили развитие, схожее с "предсказанным” в силу объективных условий, либо в силу случайности. Профессиональные предсказатели и гадалки часто стремятся дать информацию в общем виде, позволяющем независимо от развития событий в последствии трактовать ее в выгодном для себя плане. Известно, что чем более нестабильна ситуация в обществе, тем больший спрос на прорицателей.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: swuros (12.10.2011)
Просмотров: 1200 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: