498 Virginia St E
+1(234)5678900, +1(234)5678900

ПСИХИЧЕСКАЯ НОРМА И ПСИХОПАТОЛОГИЯ-1

ПСИХИЧЕСКАЯ НОРМА И ПСИХОПАТОЛОГИЯ-1

Большинство авторов считает, что психологическое консультирование имеет достаточно широкую область применения и обращенность к проблемам психически здоровых людей. Однако практика обращения клиентов к психологам-консультантам говорит, что это не совсем так. Большинство клиентов имеют те или иные психические девиации, которые мешают им адекватно решать свои проблемы. И для психолога актуален вопрос о том, что следует считать психической нормой. Полный и объективный ответ на данный вопрос затруднителен, т.к. во многом это зависит от критериев, принятых у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам  в настоящий момент представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов.

Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Речь идет о статистическом критерии, позволяющем утверждать, что от 2 до 3% людей по обе стороны от большинства, ведущего себя более или менее «нормально», окажутся люди соответственно «слишком» или «недостаточно» общительные, беспокойные, иначе организованные и т.д. Чаще всего, однако, «ненормальным» считают человека, «вышедшего из всех нормальных рамок», все поведение которого идет вразрез с ценностями, привычками или установками других людей. Понятие нормы весьма неоднозначно, и если вдуматься, то можно прийти к выводу, что четкой границы между «приемлемым» и «неприемлемым» нет. Не существует и «идеальной нормы». Всякий человек в той или иной степени ненормален (Годфруа Ж., 1992).

Однако, каким бы неопределенным ни было определение «психической нормы», с практической точки зрения следует разобраться в том, с какими клиентами, имеющими те или иные отклонения от нормы может работать психолог, а какие являются пациентами врача-психотерапевта или психиатра.

В определении нормы и психического здоровья обычно придерживаются положения Всемирной организации здравоохранения, и под нормой понимают «... не только отсутствие болезней, но состояние физического, социального и психического благополучия».

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) установила несколько признаков, которые характеризуют психическое здоровье. К ним относятся следующие:

1.    Осознание единства и постоянства своего физического и психического Я.

2.     Ощущение постоянства переживаний в однотипных ситуациях.

3.     Способность адекватно оценивать себя, свою психическую деятельность и ее результаты («критичность»).

4.     Соответствие психических реакций силе внешних воздействий, обстоятельствам и ситуации.

5.     Способность управления своим поведением в соответствии с социальными нормами и законами.

6.     Способность к планированию и реализации собственной деятельности.

Психическими расстройствами считаются нарушения или аномалии в сфере чувственного познания, памяти, рационального познания, эмоций, воли, внимания, выходящие за рамки соответствующей социо-культуральной среды.

У лиц с психическими расстройствами своеобразны ориентировка во внешней и внутренней реальности, смыслосозидание и смыслообразование; изменено и соотношение индивидуального с реальной эмпирикой жизни, в т.ч. и в соотнесении жизненного плана с его идеальным образом.

Психическими расстройствами занимается психиатрия, изучая причины, механизмы развития, проявления и распространенность психических болезней, разрабатывая методы их диагностики, лечения и профилактики, осуществляя порядок и методы экспертизы и реабилитации психически больных.

В многообразии проявлений психики выделяют психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.

Различают познавательные, эмоциональные, регуляторные психические процессы (рис. 2). Главная функция познавательных процессов – отражение свойств внешнего мира и внутренних особенностей организма. Познавательные процессы информируют о свойствах и явлениях окружающего мира, являясь источником разнообразных знаний и помогая открывать законы развития природы и общества. Познание имеет 2 ступени: образную и логическую. Образные познавательные процессы – ощущение, восприятие, представление. К процессам логического познания относится мышление.

Рис. 2. Классификация психических процессов, состояний и свойств (схема)

В эмоциональных проявлениях психических процессов отражаются отношения человека к окружающему миру. Они окрашивают жизнь человека различными оттенками переживаний (положительных или отрицательных). Гамма человеческих эмоций многообразна, как, например, счастье, радость, удивление, горе, страдание и т. д.

Основным назначением этих процессов является регуляция поведения и деятельности человека, обеспечивающая избирательный и целенаправленный характер реакций. К регуляторным процессам относятся и процессы внимания и воли. Кроме этого, выделяются так называемые интегративные или сквозные процессы, которые участвуют в протекании всех психических процессов, к ним относятся: речь, которая выступает в качестве 2-й сигнальной системы и связывает чувственное и логическое познание и память. А она, в свою очередь, может быть образной, логической, эмоциональной. Кроме того, память связывает в сознании человека настоящее и прошлое, обеспечивая целостность личности.

Психические состояния – это относительно устойчивые явления психической деятельности, характеризующие психику в целом. Их можно рассматривать как фон, на котором протекают психические процессы. Они могут благоприятствовать или не благоприятствовать активной деятельности. Это состояния работоспособности, утомления, стресса, аффекта и др.

Психические свойства личности – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, характерный для данного человека. К психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности человека, направленность его личности.

Знания психопатологии являются важнейшими для психологов любых специальностей и специализаций, так как профессиональное общение психолога с людьми не исключает встречи с психически больным человеком. И нарушения могут выявляться как на уровне психических процессов, так и на уровне психических состояний и психических свойств личности.

Среди психопатологических синдромокомплексов наибольшее значение в клинике имеют органические, шизофренические, аффективные, невротические, психопатические и олигофренические синдромы.

Органические (экзо- и эндогенный) симптомокомплексы складываются из симптомов снижения интеллекта, распада системы прежних знаний и опыта, нарушений памяти, внимания, операциональной стороны мышления; неустойчивости эмоций; снижения критических способностей (в клинике этому сопутствуют обычно экзогенно-органические поражения головного мозга).

Считается, что органические расстройства чаще встречаются в позднем возрасте, однако могут проявляться или начинаться в любом возрасте. Если они возникают в возрасте до 3 лет, то чаще приводят к синдрому олигофрении (умственной отсталости), если возникают позже – к синдрому деменции. Органические расстройства можно условно разделить на эндогенные (болезнь Альцгеймера, хорея Гентингтона и т.п.) и экзогенные (в результате опухоли, последствия черепно-мозговых травм, вирусного энцефалита церебрального атеросклероза и т. д.).

Общность этиологии эндогенных органических расстройств заключается в том, что большое значение имеют генетические факторы, связанные с генами, ответственными за рост локальных групп нейронов. Генетические нарушения приводят к пролиферативным и/или дегенеративным процессам. Имеют значение инфекции и интоксикации, мальформации и другая сосудистая патология.

Осевыми расстройствами при шизофреническом синдроме являются нарушения мышления (разорванность, резонерство, паралогичность, аутизм, символическое мышление, сужение понятий и ментизм, персеверация и бедность мыслей), специфические эмоционально-волевые расстройства (отупение аффекта, холодность, паратимия, гипертрофия эмоций, амбивалентность и амбитендентность, апатия и абулия), а также и изменения в восприятии и реализации структуры иерархии мотивов, нарушения самооценки и самосознания.

Аффективные синдромы проявляются в изменении настроения (аффекта), уровня моторной активности, активности социального функционирования. Другие симптомы, например изменение темпа мышления, психосенсорные расстройства, высказывания самообвинения или переоценки вторичны по отношению к этим изменениям. Клиника проявляется в виде эпизодов (маниакальных, депрессивных), биполярных (двухфазных) и рекуррентных расстройств, а также в форме хронических расстройств настроения.

Невротический синдром связан с психологическими причинами и внешними факторами, при этом необходимо учитывать относительный характер психотравмы. Психотравмирующие раздражители, информация о семейных или любовных неприятностях, потере близких, крахе надежд, служебных неприятностях, предстоящем наказании за правонарушение, угрозе жизни, здоровью или благополучию. Раздражитель может быть однократный сверхсильный – при этом речь идет об острой психической травме, или многократно действующий слабый или средней силы раздражитель и в этом случае говорят о хронической психической травме или психотравмирующей ситуации. Значимость информации именно для данного индивидуума определяет степень ее патогенности. Ослабляющие нервную систему заболевания – черепно-мозговые травмы, инфекции, интоксикации, заболевания внутренних органов и желез внутренней секреции, а также длительное недосыпание, переутомление, нарушение питания и длительное эмоциональное напряжение – все эти факторы предрасполагают к возникновению психогенных заболеваний.

Психопатический (личностно-аномальный) симптомокомплекс определяет стойкие аномалии характера, складывающиеся из совокупности генетических и приобретенных свойств. Их критерии таковы:

а) дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования, например неадекватная эмоциональность, возбудимость, интермиттирующий контроль побуждений, процессов восприятия и мышления, а также и стиля отношения к другим людям;

б) хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни;

в) всеобъемлющий и отчетливо нарушающий адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций аномальный стиль поведения;

г) возникновение в детстве или подростковом возрасте вышеупомянутых проявлений, продолжающих свое существование и в периоде зрелости;

д) расстройство нередко приводит к значительному личностному дистрессу, что может стать очевидным лишь на поздних этапах течения;

е) обычно, но не всегда, расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности.

Олигофренический симптомокомплекс, как синдром умственной отсталости, характеризуется задержкой или неполным  развитием психики, что обнаруживается уже в возрасте до 3 лет, но иногда и к младшему школьному возрасту. Проявляется в когнитивной сфере неспособностью к обучению, формированию понятий, абстрагированию; обнаруживается дефицит общих сведений и знаний, примитивность, ограниченность и предельная конкретность мышления, речи и моторики (синкинезии), а также однобокостью социальной адаптации и функционирования. Носит чаще всего непрогредиентный характер. При отсутствии специального обучения, депривации и болезнях обмена, прогредиентность может нарастать. На фоне умственной отсталости может наблюдаться весь диапазон психических расстройств.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: swuros (11.09.2011)
Просмотров: 2884 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: