ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Обычаи в оказании психологической помощи людьми друг другу уходят вглубь веков. Еще в медицинском папирусе Эберса (XVI в. до н.э.), содержащем около тысячи прописей целебных снадобий и зелий, приводятся слова заклинаний, необходимых при применении лекарств. Античные короли принимали услуги «консультантов», античные книги «консультировали». Христианская религия никогда не оставалась безучастной к страждущим. В текстах Священного Писания, по преданию принадлежащих библейскому пророку Моисею, сказано: «Если же будет у тебя кто-либо нищий из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь Бог твой дает тебе, то не ожесточи сердца своего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку свою, и дай ему взаймы смотря по его нужде». Там же далее: «Дай ему, (и взаймы дай ему, сколько он просит, и сколько ему нужно), и когда будешь давать, не должно скорбеть сердце твое; ибо за то благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих, и во всем, что будет делаться руками твоими». В книгах Нового Завета прослеживается великая идея милосердия, изгоняющая «нечистый дух» болезни, пороки и заблуждения, несущая животворный свет веры, надежды и любви, просвещающей силу духа истины, Святого Духа человеческой жизни. По этому поводу К. Юнг писал, что «религии суть системы исцеления психического нездоровья» (Jung С., 1964). П. Флоренский (1990) в своем капитальном произведении «Столп и утверждение истины» употребил понятие «духовная ортопедия», когда писал о необходимости и предназначении духовной и душевной поддержки. Основы современного психологического консультирования зародились и развивались, прежде всего, в русле психотерапии, в ее базисных направлениях. Однако в начале XX в., с ростом популярности психотерапии, ею стали заниматься не только специалисты (профессиональные психологи, терапевты), но и работники различных социальных служб. В 50-х гг. прошлого столетия в США содержательно и организационно обособляется консультативная психология. Большинство исследователей в формировании и становлении психологического консультирования как отдельной профессии выделяют восемь основных предпосылок и источников: 1. Формирование нового, гуманного подхода к людям, страдающим психическими заболеваниями (Ф. Пинель - в 1793 г. снял цепи с пациентов психиатрической лечебницы). 2. Развитие экспериментальной психологии (в 1879 г. В. Вундтом в Лейпциге создана первая психологическая лаборатория). 3. Возникновение и распространение психоанализа З. Фрейда 4. Возникновение профессионального консультирования (в США в Бостоне в первом десятилетии ХХ века, благодаря усилиям Ф. Парсона были организованы консультации, связанные с выбором профессии и предназначавшееся для помощи человеку в выборе подходящей работы во имя «полезной и счастливой жизни» (Belkin G., 1988). Это реформаторское движение явилось следствием промышленной революции. И здесь приходится только удивляться прагматичности первопроходцев консультирования. Помимо общечеловеческой озабоченности судьбами людей, лишенных средств к существованию, потребность промышленности в трудовых ресурсах стимулировала и возникновение профориентации. Промышленность испытывала острую потребность в разнообразной и высококвалифицированной рабочей силе. Пионеры в области профориентации, как и многие другие реформаторы и сторонники прогресса, видели в бесплатных государственных школах механизм социальных изменений. С точки зрения пионеров профориентации, школа и ее учебный план предоставляли благоприятные возможности для подготовки людей (включая тех, кто недавно прибыл из других стран, а также жителей сельских районов Америки) к жизни в промышленно развитом демократическом обществе. Именно вера в пользу утилитарного образования создала плодородную почву для развития профориентации. 5. Развитие психологического тестирования и движения за умственную гигиену (это направление связано с деятельностью Ф. Гальтона и Ф. Бине, создавшего первые тесты IQ, Л. Термена, Э. Торндайка и К. Бирса, организовавшего в начале столетия в США Общество умственной гигиены). Важным моментом явилось слияние профориентации с тестированием, которое укрепило ее как фундамент консультирования. До развития тестирования профориентация зависела от профессионально-технического обучения, причем основное значение придавалось профпросвещению и рекомендациям по выбору профессии. С развитием тестирования в сферах способностей, интересов, профессий и личности профориентация получила научные средства для реализации своей основанной на здравом смысле идеи повышения соответствия между работником и профессией. Профподбор основывался на способности консультантов собирать точную информацию о конкретном человеке, его способностях и интересах, а также и о работе. Тестирование и последующие достижения в области психологии черт и факторов предоставили в распоряжение профконсультантов методики, позволившие им проводить соответствующие оценки как индивидуума, так и работы. 6. Возникновение и утверждение в 1940-х годах в США «недирективной психотерапии» К. Роджерса, где прослеживается нечто человеческое, фокус смещается на индивидуальные проблемы. Эти проблемы являются преимущественно эмоциональными по своей природе, и оказывающий помощь специалист занимается установлением терапевтических отношений, всячески избегая директивных воздействий. Далее, К. Роджерс отказался от термина «пациент» в пользу термина «клиент», что, по существу, закрепило в общественном сознании представление о психологической помощи. 7. Существующий институт религиозного попечительства и социальных работников (в традициях американского протестантизма). Выпускники факультетов философии и теологии, призывались оказывать непосредственно наставническую и практическую помощь лицам, попавшим трудную эмоциональную или житейскую ситуацию. 8. В послевоенные годы (прежде всего в США), в университетах появились специальные факультеты: семейной психотерапии, философии и теологии, психологии и социологии (с отделениями психологического консультирования и социальной работы), выпускники которых получали диплом и соответствующее право на оказание психологической и практической помощи человеку. К 50-м годам ХХ века на фоне специфического социально-экономического контекста эпохи (окончание второй мировой войны, экономический подъем, новые формы отношений), люди столкнулись с быстрыми социальными переменами, которые в значительной степени затрагивали их жизнь. В связи с этим появилась настоятельная необходимость обеспечения населения адекватной гуманитарно-психологической помощью. И в это время многообразие течений в психологической, психиатрической, психотерапевтической, социальной и религиозной практике как нельзя вовремя привело к оформлению специфической области человеческой деятельности, получившей название «counseling» (консультирование, наставничество, психологическое вспомоществование). Психологическое консультирование как профессия ведет отсчет с 1951 г., когда в США Северо-западная конференция рекомендовала наименование «консультативная психология». С этого времени консультирование получило официальный статус. Стали создаваться профессиональные союзы и ассоциации, выдающие лицензии на консультативную практику. В их определении консультирование – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений. Целью консультирования является помощь клиентам в понимании происходящего в их жизненном пространстве и осмыслении путей достижения поставленных целей на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. Перефразируя Г. Эббингауза, можно сказать: «Консультирование имеет длинное прошлое, но консультативная психология только короткую историю», по сути с 1952 г., когда была учреждена новая позиция консультирующего психолога и Американская психологическая Ассоциация изменила наименование специальности «Консультирование и руководство», которое использовалось также не психологами, на «Консультативная психология» (Daws R.V., 1992). Второй причиной подобного изменения была потребность дифференцировать консультативное поле от клинической психологии, ориентированной на психотерапию и лечение психопатологий. Уайтли Ф. (Whitely F., 2005) называет «корнями» консультативной психологии, во-первых, психологию индивидуальных различий и такие ее ответвления, как психометрические или психологические измерения; а во-вторых, прикладную психологию. До 1950-х гг. поле прикладной психологии понималось в первую очередь в границах клинической и экспериментальной психологии и состояло почти исключительно в приложении психологии индивидуальных различий. Двумя другими ветвями прикладной психологии в то время были образовательная психология и промышленная психология, представляющие психологию индивидуальных различий применительно к школе и трудовой деятельности. Консультативная психология в процессе развития разделилась на работу с персоналом учебных заведений и студенческое консультирование, а из промышленной психологии – в формы профессиональной психологии и профессионального консультирования (Daws R.V., 1992). Естественно, что это разделение подготавливалось всем ходом развития психотерапии, и до этого, да и в последующем психотерапия вносила и вносит свой существенный вклад в развитие психологического консультирования. Очевидным является также определенный социально-экономический контекст эпохи, на протяжении которой возникли основные источники, составившие в своей совокупности новую общественную практику и новый социальный институт. Начиная с конца XIX столетия и вплоть до 20-х годов ХХ века почти все из указанных выше течений возникли в результате промышленной революции: индустриализации, появления новых транспортных средств и новых профессий, повышения уровня напряженности в социальных отношениях и массовой безработицы, связанной с переселением больших масс людей в города. Кроме этого, огромную роль сыграли и такие обстоятельства, как завершение эпохи классической рациональности в научном познании, возникновение на руинах европейского нигилизма и экзистенциализма по сути постхристианского мировоззрения, связанного с осмыслением глобальной по своим последствиям идеи исчезновения Бога (слова Ницше: «Бог умер»). Это привело к осознанию необходимости существования в мире на основе нового принципа – личной ответственности и личного выбора. Наконец, своеобразная реакция на последнее обстоятельство в американском протестантизме в виде секуляризации религиозного попечительства и превращения его фактически в психологическое вспомоществование, хотя и на основании христианской этики, но в сочетании с конкретной практикой социальной помощи. Все это составило тот фундамент, ту социально-культурную матрицу, в рамках которой психологическая помощь личности и сообществу получила развитие как особый социальный и профессиональный институт. Следует особо подчеркнуть бросающуюся в глаза параллель между развитием социума и развитием соответствующих духовно-практических способов деятельности. Так, эллинистический период античности (эпоха войн, переворотов, бедствий это одновременно и эпоха высочайшего взлета человеческой мысли) привел к возникновению целого ряда направлений в философии, выполняющих психотерапевтическую миссию, обучающих людей искусству жизни: эпикурейство, стоицизм, скептицизм, софизм (Ярошевский М. Г., 1974). Эпоха крушения Римской империи породила христианство, психотерапевтическая направленность ранних форм и текстов которого совершенно очевидна. Распад империй в ХХ веке, освобождение человеческого «Я»от любых форм закрепощения, признание человека свободным и обладающим неотъемлемыми правами от рождения («Декларация прав человека», принятая ООН в 1949 г.) создала, в конечном итоге, новые общественные средства и способы личностного самопостижения, открыла целый спектр дисциплин, объединенных термином «психологическая помощь». В послевоенные годы, прежде всего в США, в университетах и других учебных заведениях (семинариях, колледжах), появились специальные факультеты: семейной психотерапии, философии и теологии, психологии и социологии (с отделениями психологического консультирования и социальной работы), выпускники которых получали диплом и соответствующее право на оказание психологической и практической помощи человеку – как в общине, так и в различных культурных и образовательных центрах. Их деятельность была связана именно с социально-психологическими и личностными проблемами граждан как членов общества и с превентивными мерами, направленными на предотвращение социальных отклонений. Наряду с указанными специалистами, к 60-м годам ХХ века стандартизировались и основные разновидности профессионалов, работающих в области медицинской психотерапии. Это, во-первых, традиционная фигура психиатра. Во-вторых – психоаналитик, который, как правило, должен быть психиатром с ученой степенью доктора медицины (M.D.) и человеком, получившим к тому же дополнительное образование в области психоанализа. В-третьих – клинический (медицинский) психолог с ученой степенью доктора философии (Ph. D.) или психологии (Psy. D.). В четвертых – социальный работник (с ученой степенью магистра), отвечающий за амбулаторное и непосредственно по месту жительства курирование пациентов (Hilgard E.R., 1986). Таким образом, становится понятным, что институционализация психологической помощи вызвала к жизни, наряду с параллельным развитием традиционного медицинского и религиозного (церковного) вспомоществования, два принципиально новых вида услуг и профессий (социальная помощь –содействие и психологическая помощь – консультирование) и трансформировала традиционное пасторское попечительство в новую форму религиозного наставничества – духовное вспомоществование на основе Нового Завета, но вне Церкви. Общей тенденцией в развитии данного института является, очевидно, его прямая нацеленность на социально-психологические и личностные формы проживания жизни индивида в социуме. Методы же и формы работы соответствующих специалистов были позаимствованы из смежных областей: социологии (массовые опросы, глубинное интервью), психиатрии (практически весь, в том числе и с элементами гипноза, богатейший арсенал психотерапевтических техник) и религии (пасторское наставление).
| |
| |
Просмотров: 6944 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |