СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Часть 1. Психологическое консультирование, как и психотерапия, в основе которых лежат традиционные теории (психодинамические, бихевиориальные, когнитивные, гуманистические), не всегда эффективны в достижении положительного результата. Более того, некоторые из них сопровождаются серьезными осложнениями. В психологическом и психотерапевтическом сообществах нарастает неудовлетворенность существующими теоретическими концепциями личности. Многие из них субъективны и умозрительны. Опираясь подчас не на объективные критерии и оценки, они скорее лишь отражают понимание проблемы с позиции авторов - их создателей (Роджерс К., 1995). Эмпирическая валидизация большинства психологических концепций, проведенная Хъелл Л., Зиглер Д. (1998) показала их проблемность и научную несостоятельность. Сомнительна порой не только воспроизводимость результатов применяемых методик, но и, за отсутствием четких критериев эффективности (Айзенк Г., 1994), особенно когда не прописаны явно их цели и задачи, весьма высока вероятность нежелательных результатов, отказов клиентов от консультирования и прохождения сеансов психотерапии не только вследствие субъективных причин. Суровый и последовательный критик психоанализа Г. Айзенк (1994), отмечает не только теоретическую несостоятельность данного научного направления, но и его низкую терапевтическую эффективность. К.H. Thom и H.K. Кchele (1985) отмечают, что нежелательные эффекты аналитического вмешательства могут возникать неожиданно, наряду с благоприятными и желательными, но проявиться могут не сразу. G. Mazzoni и соавт. (1999) в рамках сравнительного контролируемого исследования обращают внимание на факт негативного влияния ортодоксального психоанализа в отношении выживаемости у больных раком и ишемической болезнью сердца после 7 лет непрерывного лечения. Еще более показательны исследования Grossarth-Maticek R., Eysenck H, J . (1991), где доказательно подтверждается, что ортодоксальное психоаналитическое лечение оказывает значительное негативное влияние на выживаемость пациентов, проходивших его. При этом вероятность смертельного исхода от рака или ИБС у лиц, получавших психоаналитическое лечение более двух лет достоверно выше, чем у лиц, психоанализ не проходящих. K.Grawе и соавт. (1994) приводят данные о 6 случаях завершенных суицидов и о 3 случаях психотических обострений, связанных с психоаналитическим лечением. При проведении поведенческой терапии ряд авторов отмечают негативные эффекты, проявляющиеся усилением неустойчивости психики и агрессивности пациентов, в силу того, что при использовании аверсивных техник возможны ассоциации испытываемых в процессе терапии негативных эмоций с другими сходными ситуациями и/или людьми, причем возможен их перенос и на саму ситуацию врачебного кабинета, на все действия аналитика и даже на приобретаемое новое адаптивное поведение. Методы систематической десенсибилизации, наводнения, аверсии, имплозии и другие сходные техники сопряжены с переживанием отрицательных эмоций, поэтому достаточно часто пациенты просто прекращают лечение, не закончив его. А прерывание лечения, как указывает А.П. Федоров (2002), может закрепить или даже усилить реакцию страха, сформировать и упрочить стремление избегать подобных столкновений с сенсибилизирующим психику объектом. В экспозиционной, имплозивной терапии, десенсибилизации и проработке травм движением глаз Shapiro F.S. (2002), как варианты поведенческой терапии, пациенты сталкиваются с расконсервацией их травм, что приводит к интенсификации тревоги (Прохазка Дж., Норкросс Д., 2005). Е.В. Бирюкова (2002), анализируя собственный опыт применения биологической обратной связи в терапии синдрома тревоги, отмечает у некоторых пациентов резкое усиление тревоги вплоть до манифестации панических приступов, приводящей к немедленному отказу от проводимого лечения. Нежелательные явления при психологически ориентированной психотерапии, основанной на моделях личностного роста с клинической точки зрения наблюдаются довольно часто (Роджерс К.Р.,1995; Bugental J., 1987; Yalom I.D.,1980). Усиление тревоги и депрессии в процессе данной терапии рассматривается авторами как один из необходимых этапов прохождения психотерапии. Диалоги о смерти, о проблемах бытия многим пациентам непонятны, а некоторых просто пугают. Вопрос об эффективности терапии в этих случаях достаточно условен, так как разрешение расстройств, с которыми обращаются пациенты, реализуется скорее факультативно, нежели облигатно (Bugental J.,1987.; Thom К. H, Кchele K.H., 1985). Таким образом, все более отчетливо проявляется расхождение между реальным положением вещей и декларируемыми успехами в области психологического консультирования и психотерапии. Констатируя отсутствие универсальных теорий психотерапии и психологического консультирования, удовлетворительно объясняющих суть происходящего и позволяющих прогнозировать результат, многие авторы, скорее всего, попросту не замечают очевидного. Живя в ХХI веке дальнейшее развитие психотерапии и психологического консультирования невозможно представить себе без объективного анализа и интеграции знаний, использования в гуманитарной сфере методологических подходов из области точных наук. Как считает Э.Ласло (1997) «…наиболее плодотворный подход к трансдисциплинарной унификации наук может заключаться в принятии эволюции в качестве основного понятия». А «…методологической основой может явиться синергетика - теория самоорганизующихся систем» (Аршинов В., Войцехович В., 2006). Ведь синергетику интересуют общие закономерности эволюции (развития во времени) систем любой природы. И, отрешаясь от специфической природы систем, синергетика раскрывает возможности описывать их эволюцию на интернациональном языке (Данилов Ю.А., Кадомцев Б.Б., 1983). Она, по сути, изучает два фундаментальных явления: эволюцию сложных систем и сами сложные системы - их структуру и функции. Ссылаясь на L.Bertalanffy (цит. по Александровский Ю.А.,1993.), отметим, что живые системы - это иерархически организованные структуры, сохраняющие себя или развивающиеся в направлении достижения состояния подвижного равновесия, гомеостаза. И отдельный человек, как и любая форма мыслящего сообщества, – это открытые самоорганизующиеся системы, где далеко не только морфологические и физиологические, а подчас скорее психологические компоненты определяют структуру и поведение. Павлов И.П. писал, что «…Человек есть, конечно, система, как и всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам; но система, в горизонте нашего современного видения единственная по высочайшему саморегулированию. … Система в высочайшей степени саморегулирующаяся и даже совершенствующаяся» (Павлов И.П., 1951). Человек-пациент, являясь частью социума, вступая в психотерапевтические отношения с врачом, остается членом своей семьи, микросоциальной группы и в целом социума. Такая постановка проблемы требует построения многоуровневой макромодели рассматриваемой среды, которая Бугайцевым С.Г. и Ершовой-Бабенко И.В. (2000) представлена следующим образом (рис. 1): · среда А – внутренний мир пациентов, сложная система их взаимоотношений с собой, обусловленная системой психической реальности личности; · среда S – соматическая составляющая пациента. Синергетический подход преодолевает дихотомию между психикой и телом человека, однако, с целью упрощения разделим личность пациента на две составляющие, что подразумевает существование AS. Влияние психосоциальных факторов В, С, Е, D на соматическую составляющую S проявляется через психику пациента А. Синергетический подход преодолевает дихотомию между психикой и телом человека; · среда В – сложная система отношений между пациентом и врачом, которая допускает, что среда АВ является целостностью; · среда С – сложная система отношений между пациентом и семьей, что подразумевает существование АС; · среда D – сложная система/сеть отношений между врачом и семьей, что подразумевает существование DС; · среда Е – сложная сеть отношений АВСD, которая формируется разноуровневыми вариантами ее проявления: АВ - С, АС – В и т.д..; · - среда F – сложная сеть отношений между средой ABCDE и социумом, которая формируется разноуровневыми вариантами ее проявлений.
Рис. 1. Биопсихосоциальная макромодель пациента. Каждая из выделенных сред рассматривается с единых концептуальных позиций нелинейности и, по определению, принадлежит к классу открытых нелинейных систем, которые характеризуются кооперативными процессами, порождающими новое качество, выраженное эффектом самоорганизации на макромасштабе (Ackoff R.L., 1972). | |
| |
Просмотров: 607 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |