Психологическая безопасность личности. ПредисловиеВведение
Предисловие Современное общество, вступив в третье тысячелетие, не только не избавило человека от необходимости прилагать значительные усилия для достижения безопасности, но и поставило под угрозу само его существование. Техногенные и экологические катастрофы, военные конфликты и терроризм, преступность, травматизм и безработица делают жизнь человека сложной и опасной. Насыщенная и интенсивная жизнь современного человека повседневно ставит перед ним множество разнообразных вопросов, решение которых крайне затруднено, а зачастую и не возможно. Увеличивается количество трудных и экстремальных ситуаций не только общесоциального, но и микросоциального уровня (на уровне межличностного общения – конфликты в семье, на работе, в транспорте, личные трагедии и т.п.). Последствиями таких ситуаций становятся тяжёлые переживания, жизненные кризисы, а порой и саморазрушение личности (деструктивное поведение, алкогольная и наркотические зависимости, суицид). Вышеперчисленное - это лишь видимая часть «айсберга» по имени опасность. Однако существуют и невидимые угрозы, которые представляют опасность для человека и в первую очередь для его психики. Это различного рода информационно-психологические воздействия. В связи с этим возник вопрос о информационно-психологической безопасности личности и ее психологической защите. Важность этой проблемы в современных условиях начала осознаваться в полном объеме в конце 20 века. Возникло понимание информационно-психологической безопасности, как состояния защищенности личности, разнообразных социальных групп и объединений людей от воздействий, способных против их воли и желания изменять психические состояния и психологические характеристики человека, модифицировать его поведение и ограничивать свободу выбора. Это привело к необходимости переосмысления подходов к роли общения, коммуникации, информационного взаимодействия в современном обществе. Основное внимание исследователей при рассмотрении общения, информационного взаимодействия, функционирования средств массовой коммуникации в последнее время чаще всего сосредоточивалось на разработке новых способов и форм социального взаимодействия, современных информационно-коммуникативных технологий, на их необходимости и в целом на позитивном значении и влиянии на организацию совместной деятельности, социальное управление, на развитие общества и личности. Но как у каждой медали есть обратная сторона, так и в данном случае имеется таковая. Достаточно очевидно, что без постоянного информационного контакта невозможно полноценное развитие человека и нормальное функционирование общества. Ни для кого не секрет, что многие информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную угрозу для личности, ее адаптации, функционирования и развития. Скрытое психологическое воздействие на людей с использованием различных средств и технологий стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни. Причем увеличение подобного рода негативных воздействий отмечается на всех уровнях социального взаимодействия — от межличностного общения, до массовой коммуникации. В данной книге основной акцент сделан именно на сохранение психологической безопасности от скрытых, деструктивных психологических воздействий, источниками которых являются не только отдельные люди, но и различного рода организации, СМИ и государство. Введение. В современных условиях развития общества существенно усиливается потребность в теоретическом и практическом развитии нового научного направления – психологии безопасности. При этом отмечается увеличение числа всевозможных рисков, которым подвергается человек, интенсивность информационных потоков, обилие трудных ситуаций, наносящих ущерб психологической безопасности личности. В таких условиях одной из приоритетных задач психологии является разработка способов преодоления негативных последствий деструктивных психологических воздействий на человека. В связи с этим стоят задачи: 1. Определить современное понимание психологической безопасности личности. 2. Выделить источники угроз психологической безопасности личности. 3. Рассмотреть деструктивное психологическое воздействие. Определить его средства приемы и методы. 4. Выделить основные мишени деструктивного психологического воздействия. 5. Рассмотреть механизмы психологического воздействия 6. Выделить диагностические критерии нарушения ПБЛ 7. Показать психологические и медикосоциальные последствия нарушения ПБЛ. Выделить 8. Определить содержание психологической защиты личности, показав ее системный характер, выделить структуру и описать основные элементы -объекты, субъекты, способы и основные направления психологической защиты личности. 9. Показать, что психологическая защита личности является основным способом обеспечения ее психологической безопасности. 10. Показать возможности терапевтических и реабилитационных программ по восстановлению нарушений, связанных с деструктивным психологическим воздействием. Психология безопасности – это достаточно новое явление в психологии. Психология, находится на стыке трех дисциплин: естественных, социальных и философских. Поэтому, как любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты. Это, в свою очередь, приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для всех отраслей психологии остается то, что все они изучают факты, закономерности и механизмы психики в различных условиях и на разном уровне развития. Ядром современной психологии является общая психология. Без ее знания мы не продвинемся в изучении психологии безопасности и тем более психологической безопасности личности, на которой я буду делать акцент в своих лекциях. Общая психология изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. Общая психология иногда именуется теоретической и экспериментальной психологией. Общая психология включает в себя четыре основных раздела: общетеоретический (вопросы возникновения и функций психического), психологию познавательных процессов (психология ощущения и восприятия, психология памяти, психология мышления и речи, психология воображения), психологию регулятивных процессов (психология эмоций и мотивации, психология внимания, психология воли) и психологию личности. Общая психология является фундаментальной основой развития всех отраслей и разделов психологической науки. Отрасли психологии классифицируют и различают по нескольким критериям. 1. Конкретная деятельность: психология труда, педагогическая психология, психология спорта, психология искусства, медицинская психология и др.: — психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, исследует профессиональные особенности человека, закономерности развития трудовых навыков, влияние условий на деятельность. Психология труда имеет ряд разделов: инженерная, авиационная, космическая психология; — педагогическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания. Она занимается изучением проблем усвоения приемов и навыков учебной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, занимается проблемой взаимоотношений между педагогом и учеником. К разделам педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя; — медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. К медицинской психологии относятся такие разделы, как нейропсихология (проблема нарушений психики с мозговыми поражениями), психофармакология, психотерапия; — юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, криминальную и исправительно-трудовую психологию. 2. Критерий развития: психология развития, возрастная психология, психология аномального развития, сравнительная психология: — возрастная психология изучает различные психологические процессы и качества развивающегося человека, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и характерные особенности каждого возраста. Эта область психологии делится на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и геронтопсихологию; — психология аномального развития изучает различные отклонения в развитии психики человека. В ней существуют области патопсихологии, олигофренопсихологии, сурдопсихологии и др. ; — сравнительная психология изучает и сопоставляет психику животных и человека, причины существующих сходств и различий. В свою очередь, одним из разделов сравнительной психологии является зоопсихология. 3. Критерий отношений личности и общества: социальная психология. Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. Сюда входят: — социально-психологические явления в больших группах. Проблемы массовой коммуникации, механизмы воздействия СМИ на различные общности людей, проблемы психологии классов, наций, общественных настроений. Сейчас это одна из самых популярных областей психологии; — социально-психологические явления в малых группах. Проблемы психологической совместимости, межличностные отношения в группах, степень сплоченности группы, ценностные ориентации в группе, проблема лидерства; — социальная психология личности. Направленность личности, самооценка, психологическая устойчивость личности и внушаемость, социальные установки личности. Существуют и те области психологии, которые трудно классифицировать и определить в одну группу, например психология творчества, психология личности, генетическая психология и др. В последние годы интенсивно развивается практическая психология. Увеличивается потребность общества в психотерапевтах и психологах-консультантах, способных помочь в разрешении различных межличностных и личностных проблем. Прослеживается тенденция к становлению практической В настоящее время не существует законченной классификации психологических отраслей. Психология — наука молодая, поэтому в ней постоянно возникают новые области, что приводит к появлению новых отраслей. Термин «психология» образован от греческих слов psyche — душа, психика и logos — смысл, разум, познание, изучение, исследование (по аналогии с традиционным наименованием наук, где одна часть обозна-чает объект науки, а другая — способ его постижения). Таким образом, в буквальном смысле психология — это знание о психике, наука, изучающая ее. По словам Ю. Б. Гиппенрейтер, «это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это свойство высокоорганизованной материи. Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам». А. Н. Леонтьев, один из основоположников советской психологии, дает следующее определение этой науке: «Психология есть наука о законах порождения и функционирования психического отражения в процессе жизни и деятельности человека». Психология безопасности начинается там, где учитывается субъективная реальность - психика, или душа, в частности, чувства, мысли и намерения тех, кто прямо или косвенно вовлечён во взаимодействие. Безопасность, или отсутствие опасности, отсутствие угрозы, означает наличие и сохранение в перспективе условий, подходящих для жизни, для оптимального функционирования и развития. Психология безопасности предполагает учёт субъективного отношения человека к наличию и к перспективе воспроизведения условий, оптимальных для его жизни и деятельности. Когда мы говорим о безопасности, мы подразумеваем, что существуют определенные опасности и осознаем это. Если человек находится на опасном производстве, он соблюдает правила техники безопасности, чтобы не произошел несчастный случай. Если человек знает о криминогенной обстановке в районе, исходя из этого знания он или не пойдет в этот район или примет меры для того, чтобы не стать жертвой преступников. В данном случае опасность представляет угрозу для физического здоровья и жизни человека. Что касается психологической безопасности, то здесь все гораздо сложнее. Психологические угрозы проявляются не так отчетливо и явно, как физические опасности, а знания о них у большинства населения практически отсутствуют. Большинство людей уверены, что они психологически независимы и сами контролируют свои мысли и свое поведение. Однако я повторюсь. Большинство людей практически ничего не знает о деструктивных психологических влияниях и манипуляциях, о контроле сознания и промывании мозгов, о негативном воздействии рекламы и СМИ. Люди практически ничего не знают о существовании методов влияния на группы людей и отдельную личность, не знают о техниках модификации поведения, групповом конформизме, склонности подчиняться авторитету, когнитивном диссонансе и инстинктивно-приматологическом желании людей объединяться в группы. В определенных ситуациях люди становятся очень внушаемыми. Современные способы введения в измененные состояния сознания позволяют достаточно эффективно контролировать поведение. Многие не знают о существовании тонких технологий реформирования сознания, благодаря которым на различных психологических тренингах по личностному росту, лидерству, просветлению и т.п. (а чаще всего их посещает пытливая, ищущая, творческая молодежь с еще неустоявшейся и в полной мере, не сформировавшейся личностной структурой) могут внушаться фобии и прививаться зависимости. Большинство людей не знает и даже не предполагает что такое, в принципе, возможно, что, манипулируя жаждой их духовности и философскими исканиями, их неудовлетворенностью, потерей ценностей и потребностью что-то изменить, их, этих искателей духовных и философских ценностей могут превратить в фанатиков. Еще одна опасность кроется в стремлении некоторых молодых людей погружаться в измененные состояния сознания, уходить от реальности, используя психологические приемы и техники, духовные практики и медитации. Ведущие психологи, социологи, политологи отмечают, что в настоящее время широко используются различные психотехнологии, с целью превращения человека (или группы) из субъекта жизнедеятельности в объект манипуляций в интересах отдельных лиц и организаций. Большое внимание исследователи уделяют изучению новых способов, методов и приемов социального взаимодействия, современных информационно-коммуникативных технологий воздействия в том числе и через средства массовой коммуникации. Таким образом формируются новые формы воздействия на личность через механизмы социального управления. Подавляющее большинство специалистов считают, что понимание угроз психологической безопасности личности, механизмов их действия и возможностей психологической защиты становится не только теоретической проблемой, но и насущной потребностью социальной практики и повседневной жизни человека. Хотя термин "психологическая безопасность" возник значительно позже, чем возникла проблема неоптимального поведения, - сами по себе неоптимальные психологические последствия воздействий на общество существовали давно. Эта проблема возникла в самом начале ушедшего столетия. Если быть более точной, то даже не с начала ХХ века, а намного раньше. Важно, что проблема пользы и вреда воздействия все равно стояла. И только когда активно стали развиваться специальные "пиаровские” технологии, был поставлен вопрос об информационно-психологической безопасности. Проблемы психологического воздействия, связанные с наличием возможности и стремления его использования для достижения своих целей, были актуальны всегда у определенного круга лиц, определенных групп или общества в целом. Еще в 1916 году Гуго Мюнстерберг указывал на возможные негативные последствия косвенного психологического воздействия. Априори (т.е. бездоказательно) мы предполагаем, что никто не будет негативно воздействовать на других людей с использованием, например, СМИ. Хотя это не факт. СМИ ведь тоже преследуют свои определенные цели. Но если не брать в расчет этот фактор, то возможно, что в результате неоптимального стечения обстоятельств, неумелого использования лингвистических средств и других причин все же может возникнуть некоторый негативный эффект. Такое возможно, когда врач сообщает пациенту какую-то информацию, не доступную пониманию пациента и он неверно ее интерпретируют. Так возникают ятрогении – врачебно индуцированные психические расстройства (например канцерофобия – стойкая убежденность в том. Что у пациента есть рак или СПИД). Еще пример, на телевидении наше внимание постоянно обращают на проявления жестокости, на факты вандализма. И как результат, два противоположных эффекта: у одной категории зрителей усиливается беспокойство, тревога, появляется депрессия. У другой части населения появляются агрессивные тенденции. Еще один феномен – это самоубийства человека в связи с самоубийством кумира. Так называемый синдром Вертера. Его появления связаны с тем, что определенное литературное произведение или действия героя, поступки известной личности (кумира) рождали у поклонников желание подражать, вызывая эффект негативных, социально опасных проявлений. Психологическая безопасность в широком смысле слова означает осознанное, рефлексивное и действенное отношение человека к условиям жизни как обеспечивающим его душевное равновесие и развитие. А это значит, что человек субъективно готов к любым внешним переменам, в том числе и к тому, что изменения могут оказаться непредвиденными, а стечение обстоятельств - неблагоприятным. Это значит также, что человек отдаёт себе отчёт как в своих объективных связях с действительностью, в своей объективной включённости в каждую сложившуюся ситуацию, так и в своём субъективном отношении к происходящему - в своих чувствах, мыслях, намерениях в связи с этой ситуацией, в связи с отдельными её компонентами и/или характеристиками. До конца 20 в. в отечественной психологической науке вопросы, связанные с психологией безопасности, в основном составляли один из разделов психологии труда и ограничивались Психология безопасности Опасность становится реальностью и угрожает безопасности человека в следующих случаях: 1. Человек не знает источника опасности; 2. Человек знает источник опасности, но не имеет средств защиты; 3. Человек знает источник опасности, имеет средства защиты, но не использует их вследствие внезапности воздействия или собственной халатности (привыкание к опасности и снижение бдительности, синдром конечного спасителя[1]); 4. Человек недооценивает степень опасности (возникает иллюзия безопасности, нет ощущения опасности). Психология безопасности как отрасль психологической науки Психологические вопросы безопасности по традиции принято связывать с психологией труда, и это обстоятельство, вероятно, обусловило тот факт, что изучение этих вопросов годами велось главным образом в области производственного и сельскохозяйственного труда — основных объектов исследования данной отрасли психологии. Этому способствовало и то обстоятельство, что именно в названных видах труда наиболее часто возникали несчастные случаи и здесь они носили наиболее тяжелый характер, что влекло за собой наибольший ущерб экономического и социального порядка. Любая наука или ее отрасль (область науки) всегда имеет свой предмет и объект исследования. Так, например, объектом психологической науки является главным образом человек (эта наука изучает и другие живые существа), а предметом — закономерности психического отражения им объективной реальности. Объектом психологии труда является трудовая деятельность человека, а предметом — психологические факторы, влияющие на ее процесс и результаты. Часть 1 Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ. В настоящее время все больше исследователей и практиков обращают внимание на необходимость активной разработки проблематики психологической безопасности личности. Это связано с тем, что психологическая среда, в которой живет человек, становится все более опасной и агрессивной, а уровень психологических знаний людей не достаточен для того, чтобы осознавать опасность, исходящую от различных источников психологического влияния и выявлять деструктивных психологических воздействий. Психологическое воздействие оказывается на людей в течении всей их жизни и в различных ситуациях. Для обозначения ситуации воздействия-взаимодействия используются термины: коммуникация или коммуникационные ситуации. Под коммуникацией в социальной психологии понимается передача информации, сообщений, разнообразных сведений. Но в отличие от общения она может иметь как двухсторонний, так и односторонний характер. В социальном управлении коммуникация рассматривается как обмен информацией между людьми с целью определения проблем и поиска решений, регуляции противоречивых взаимодействий и интересов. В коммуникационном процессе выделяются обычно четыре основных элемента: субъект воздействия (отправитель, коммуникатор) - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; сообщение — собственно сама информация, закодированная с помощью знаков и символов; канал — средство передачи информации; объект воздействия (реципиент, адресат, получатель,) — лицо, которому предназначена информация и которое воспринимает и интерпретирует ее. Коммуникативные ситуации, по направленности коммуникаций и соотношению их субъектов и объектов можно разделить на три основные группы: Межличностные коммуникативные ситуации, контакт-коммуникационные и масс-коммуникационные ситуации. Психологическая безопасность личности как одно из направлений психологии безопасности, изучает закономерности специфических психологических воздействий на личность и способы их адекватного отражения с целью сохранения целостности и стабильности конкретного человека. Рассматривая понятие психологической безопасности, С.К.Рощин и В.А.Соснин проанализировали содержание этого понятия на основе определений, даваемых в толковых словарях различных стран. В процессе изучения академических толковых словарей русского, английского, французского и немецкого языков было выявлено, что в народном (общественном) сознании понятие "безопасность" связывается не столько "с отсутствием угрозы", сколько с состоянием, чувствами и переживаниями человека. Так, например, "Словарь Чэмберса" (англ. яз.) расшифровывая понятие "безопасность", на первом месте указывает "состояние, чувство или средства пребывания в безопасности". С этим же понятием в нем связывается отсутствие "тревожности или озабоченности", "уверенность", "стабильность". "Оксфордский словарь" говорит о состоянии "более, чем уверенности"; "Словарь современного американского языка", помимо указания на "свободу от опасности, риска" выделяет "свободу от озабоченности, сомнений". Французский "Лярус" также подчеркивает состояние "уверенности" и "отсутствие беспокойства"; немецкий словарь включает в понятие безопасности "надежность, уверенность", возможность "рассчитывать на что-либо". Таким образом, в разных культурах сформировались примерно одинаковые представления о безопасности, акцент в которых делается на чувствах и переживаниях человека, связанных с его положением в настоящем и перспективами на будущее. Иными словами, для человека безопасность переживается в первую очередь как чувство защищенности от действия различного рода опасностей. Исходя из результатов проведенного анализа, авторы сформулировали определение психологической безопасности как состояния обществённого сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем. Учитывая гуманистические тенденции современного общества и в фокусе внимания к интересам каждого конкретного человека - выдвигается задача рассмотрения новой проблемы — психологической безопасности личности. В контексте с вышеизложенным, понятия «психологическая безопасность личности» обозначить как состояние индивидуальной защищенности, от информационно-психологических воздействий, вызывающих изменения в психологической сфере дисфункционального и дезадаптационного характера.ые социальные процессы. Иными словами, речь идет о таких психологических нарушениях, которые затрудняют или препятствуют оптимальному функционированию личности. Психологическую безопасность личности проявляется в состоянии защищенности ее (личности) психики, от действия многообразных информационно-психологических факторов. Данная защита препятствует возникновению нарушений как в психологической основе социального поведения человека (и в целом, жизнедеятельности в обществе), так и в системе его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе. Психологическую безопасность можно рассматривать: ― как процесс, т. е. психологическая безопасность создается фактически каждый раз заново, когда встречаются участники социальной среды; ― состояние, обеспечивающее базовую защищенность личности и общества; ― свойство личности, характеризующее ее защищенность от деструктивных воздействий и внутренний ресурс противостояния (сопротивляемости) деструктивным воздействиям. Таким образом, психологическая безопасность личности рассматривается как состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта и возможность развития в условиях информационно-психологических воздействий из окружающей среды. Тут же необходимо указать на то, что говоря о защите целостности личности, подразумеваем защиту и душевного здоровья и духовности. Психологическая безопасность личности зависит от агрессивности среды (внешние факторы) и сформированности защитных механизмов (внутренние факторы, факторы защищенности, личностные особенности). К внешним факторам относятся источники психологического воздействия, само специфическое психологическое воздействие и среду (фон). Среда традиционно разделяется на физическую, которая сама по себе может быть стрессором и социальную ситуация. Среда это тот фон, на котором происходит психологическое воздействие. К внутренним факторам (фактор защищенности) относят знания человека о методах психологического воздействия и его индивидуально-психологические особенности. Фактор защищенности – это средства, которыми люди пользуются для своей психологической защиты в опасных и агрессивных ситуациях. Внутренние факторы через когнитивные, эмоциональные и поведенческие механизмы проявляются в различных реакциях человека. Защиты от психологической опасности могут быть как физическими, так и психологическими (механизмы психологической защиты). Уровень психологической защищенности личности зависит от степени конструктивности, осознанности и активности человека. При этом важным условием конструктивности выступает адекватная социализация инстинктов, потребностей и мотивов деятельности, т. е. удовлетворение нужд человека социально приемлемым способом. Основной целью защиты является устранение психологической опасности или снижение ее до допустимого уровня. Психологическую безопасность личности обеспечивает ее психологическая защита. Психологическую защиту личности можно представить как сложную многоуровневую систему социальных, социально-психологических и индивидуально-личностных механизмов, образований и форм поведения, которая обеспечивает психологическую безопасность человека в обществе как личности и активного социального субъекта, его психологическую защищенность в условиях действия многообразных информационно-психологических факторов и в различных информационно-коммуникативных ситуациях. Предусмотреть возникновение психологической опасности довольно сложно. Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность человека, угрожающими адаптации и развитию его личности. Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие и личность адекватно отражает внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью. Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние. Различают Внешние и внутренние источники угроз ПБЛ. Основными внешними источниками информационно-психологических угроз на человека являются: - Государство (в том числе иностранные), органы власти и управления и другие государственные структуры и учреждения. - Общество (различные общественные, экономические, политические, религиозные и иные организации, в том числе зарубежные). - Различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые - по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и проведения досуга и т.п.). - Отдельные личности Внутренние источники угроз психологической безопасности личности заложены в самой биопсихосоциальной природе человека, в особенностях формирования и функционирования его психики, в индивидуально-личностных особенностей индивида. В силу различия индивидуальных характеристик, люди отличаются степенью восприимчивости к различным информационно-психологическим воздействиям, возможностями анализа и оценки поступающей информации и т.д. Наивность, доверчивость, отсутствие критичности, неспособность к логическому мышлению и интеллектуальному анализу Низкий интеллект Низкая психологическая устойчивость Внушаемость Низкая эмоциональная и фрустрационная устойчивость Лабильный личностный радикал Состояния тревоги, депрессии Кроме индивидуальных особенностей есть и определенные общие характеристики и закономерности функционирования психики, которые влияют на степень подверженности психологическому воздействию и присущи большинству людей. Общеизвестно, что при кризисных изменениях в обществе у людей повышается внушаемость, и, соответственно, возрастает подверженность информационно-психологическим воздействиям. Также внушаемость возрастает в условиях нахождения человека в ситуациях массового скоплениях людей, в толпе, на митинге, демонстрации. В данных условиях происходит своеобразное психическое заражение человека определенным психоэмоциональным состоянием. Знание человеком своих инидвидуально-психологических особенностей, общих характеристик и закономерностей функционирования психики должно становится в настоящее время не просто обязательным элементом общей культуры, но и необходимым условием безопасности в социальном взаимодействии, в различных межличностных коммуникативных ситуациях. Про здоровье В контексте психологическая безопасность личности выделяют такие понятия как психическое здоровье и психологическое здоровье личности. психическое здоровье -- суть интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Критерии психического здоровья (по ВОЗ) осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я». чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях. критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам. соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям. способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами. способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы. способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.[3] Таким образом, психическое здоровье есть отражение нормального физического, духовного и социального благополучия человека, полноценности его психологического состояния. Под психологическим здоровьем понимаются психологические аспекты психического здоровья, т. е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Однако не всегда других форм нарушения социализации личности – Нарушения психол здоровья могут быть связаны с возникновением неадекватных самооценок, уровней притязаний, заниженной самоценности. Отдельные люди испытывают трудности в различных коммуникациях, другие – самопознании и саморазвитии, у третьих – доминирует развитие деструктивных качеств личности (агрессии, зависти, диссинхронии и др.) и форм поведения (суицидальное, асоциальное, с различными психологическими зависимостями). Однако это еще нельзя рассматривать как психическое нездоровье. Это может быть свойственно не больной, а нормальной личности и не отражаться на ее адаптации и функционировании. Таким образом, понимание того, что в современном обществе существуют реальные угрозы психологической безопасности личности, явилось не только теоретической проблемой, но и насущной потребностью социальной практики и повседневной жизни человека. Глава 1 Содержание понятия «психологическое воздействие» Жизнь человека, его существование в определенном смысле, можно трактовать как непрерывную цепь разнообразных воздействий, которым с момента рождения он начинает подвергаться и которые с течением времени, став личностью, он уже сам начинает оказывать на свое окружение и самого себя. Таким образом, в реальной жизни каждый человек выступает, в известной степени, прежде всего в качестве объекта и субъекта различного рода воздействий. Различные виды воздействия могут оказывать специфическое действие на человека, вызывая нарушения в его психологической структуре. «Психологическое воздействие» и соотносимые с ним явления проявляется весьма разнообразно. На уровне бытового сознания психологическое воздействие чаще всего понимается как воздействие чего-то нематериального, например, слова или особых флюидов на поведение человека, его мысли и чувства. Типичный образ такого понимания воздействия - отнесение к этому классу явлений действий гипнотизера, психотерапевта, мага, группы ловкачей, обводящих вокруг пальца доверчивых граждан и т.п. В современной психологической литературе психологическое воздействие определяется как «процесс и результат изменения одним субъектом поведения, психики другого субъекта» [Конюхов, 1996, с.17] или как «воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие [Сидоренко, 2001, с. 11]. Психологическое воздействие может быть направлено на: - механизмы регуляции деятельности и поведения человека; - потребности, интересы, склонности (источники мотивации, активности); - установки, мнения, убеждения, групповые нормы; - психические состояния, в которых находится человек (тревога, настроение). СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Психологическое воздействие является многокомпонентным образованием и может анализироваться в различных аспектах. В его структуре можно выделить несколько составляющих: Интенциональную, операциональную, статусно-ролевую и результирующую. 1. Интенциональная[2] составляющая определяет то, на вызывание или предотвращение каких изменений реципиента ориентировано психологическое воздействие. Рассматривая интенциональную составляющую, необходимо различать цели, сознательно преследуемые субъектом воздействия, и реальную (в том числе определяемую неосознаваемыми побуждениями) направленность его действий. В рамках сознательного целеполагания следует проводить различие между целями, достижение которых субъект считает желательным, хоть и вряд ли осуществимым, и теми, на достижение которых он реально направляет свои усилия. В отличие от желания, которое представляет собой влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь, замысел понимается как задуманный план действий, поэтому представляется целесообразным связывать интенцию прежде всего с замыслом. Интенциональная (равно как и результирующая) составляющая психологического воздействия предполагает характеристику содержания вызываемых (или предотвращаемых) изменений. Применительно к реципиенту они могут касаться: 1) базового уровня личности. Этот уровень охватывает темперамент, характер, эмоциональную сферу, способности, в том числе интеллектуальные; 2) опыта, знаний, навыков, привычек, умений; 3) направленности, мировоззрения, морально-этической и эстетической сфер; 4) установок, диспозиций, отношений личности к миру, другим людям, к себе; 5) деятельности, общения. 2. Операциональная составляющая Операциональная составляющая определяет каким образом и посредством каких операций осуществляется психологическое воздействие. Эффективное воздействие подразумевает решение стратегических и тактических задач. Стратегия обеспечивает решение проблем, связанных с наиболее общими характеристиками воздействия. Тактика воздействия определяет всю совокупности подцелей, достигая которые, можно добиться требуемых изменений. Важнейшим элементом операциональной составляющей психологического воздействия является стратегия, которая задает некоторый общий подход к планированию воздействия, использованию его наиболее общих характеристик и устанавливает требования к конкретным процедурам. Выделяют три типа стратегий: «объектная», «субъектная» и «субъект – субъектная» (императивная, манипулятивная и диалогическая или транзактная в терминологии Г.А. Ковалева (1991)). Транзактная (субъект – субъектная) стратегия предполагает специфический диалог (взаимодействие) между субъектом воздействия и реципиентом. При императивной и манипулятивной стратегиях субъект воздействия полностью определяет и контролирует ситуацию взаимодействия. В этих случаях реципиент является лишь объектом приложения психологического воздействия, а субъект воздействия безотносительно к предпочтениям реципиента устанавливает цель воздействия. Что же касается процедуры психологического воздействия, то часто субъект просто вынужден для обеспечения результативности учитывать особенности реципиента, в том числе проявляющиеся в его предпочтениях. Другим важнейшим элементом операциональной составляющей является тактика психологического воздействия, которая определяет выбор конкретных мишеней, всю совокупности подцелей, достигая которые, можно добиться требуемого изменения в психологической сфере реципиента. Операциональная составляющая определяет используемые средства, приемы, алгоритмы, методы, технологии психологического воздействия и его этапы. Принято выделять «организационный» и «воздейственно-психологический» этапы в психологическом воздействии. Подобное деление преследует вполне определенные цели не только в психологическом, но и в организационном, событийном плане. Целью организационного этапа выступает подготовка субъекта воздействия к обеспечению оптимальной ситуации взаимодействия с реципиентом. При этом субъекты воздействия должны получить возможность контакта (непосредственного или опосредованного) в оптимальный момент времени с учетом фактора когда, где и каким образом. Особенности контакта, как правило, обуславливаются теми психологическими задачами, которые решаются в конкретном взаимодействии. При этом организационный контекст может быть явным или скрытым от реципиентов. Как мы видим, организационный контекст психологического воздействия решает в отношении ситуации взаимодействия реципиента со средствами психологического воздействия двоякую задачу - обеспечивает контакт между взаимодействующими субъектами и психологически его оптимизирует. На «воздейственно-психологическом» этапе субъект воздействия, используя доступные ему средства приемы и методы, в русле продуманной стратегии и тактики, оказывает на реципиента специфическое воздействие для достижения поставленных целей. Следующим элементом, характеризующим операциональную составляющую психологического воздействия, является его вид. Полная характеристика различных видов психологического воздействия будет дана в следующих главах. Операциональная составляющая по уровню сложности технического исполнения может изменяться в зависимости от ситуаций и поставленных задач. Ввиду многообразия ситуаций, их изменчивости, а иногда и непредсказуемости, лишь в некоторых случаях психологические воздействия могут осуществляться посредством достаточно жестких, последовательно осуществляемых операций и процедур. Следует так же отметить, что каждая такая операция и процедура рассчитана на сравнительно узкий класс задач и поэтому имеет ограниченную область применения. В большинстве случаев не существует строгих алгоритмов воздействия. Каждый случай психологического воздействия является уникальным в своем роде. 3. Статусно-ролевая составляющая Статусно-ролевая составляющая описывает различные аспект статусов субъекта воздействия и реципиент (касается это социального, социально-психологического, материального, возрастного и т.п. статусов). Анализируя статусно-ролевую составляющая, важно отметить состав действий персонажей и их последовательность. Каждое конкретное действие или целостный поведенческий акт предоставляют возможность проследить факт взаимодействия между персонажами или взаимодействия человека со средовыми, внешними факторами, и установить, что является предпосылкой для воздействия. 4. Результативный аспект Результативный аспект определяется тем, какой результат достигается благодаря воздействию. Необходимо отметить, что он, естественно, не всегда совпадает с исходными интенциями. Классификация видов психологического влияния В современных исследованиях разнообразные виды психологического воздействия классифицируются по различным основаниям. Обобщая результаты современных исследований, можно выделить следующие виды влияния. По стратегическому подходу По наличию цели По направленности цели По степени осознанности По степени личного участия и активности инициатора влияния По вектору направленности По результату По степени открытости По количеству реципиентов По количеству влияющих субъектов По временному фактору По стойкости вызванных воздействием изменений По используемым средствам По используемым средствам: психологическое социальные физические НомерКлассификации *По стратегическому подходу выделяют «объектный», «субъектный» и «субъект-субъектный» варианты психологического воздействия. При объектном (синонимы - императивный, реактивный) варианте стратегии реципиент в целом рассматривается как пассивный объект воздействия. Субъект воздействия, использующий данный вариант воздействия, ведет себя таким образом, как если бы только он был полноправным субъектом и носителем истины. Реципиент является лишь объектом приложения (воздействия). Субъект воздействия, не считаясь с предпочтениями реципиента, сам устанавливает цель, время и способ воздействия. При объектном варианте желаемый результат воздействия (например, требуемое изменение решения или действия) прямо указывается или провозглашается субъектом воздействия, на понимание и исполнение предписаний которого должна быть направлена активность реципиента. Примером этого служит распоряжение властного начальника своему подчиненному или воздействие гипнотизера на человека, находящегося в гипнотическом состоянии. Желаемый результат при объектном варианте психологического воздействия достигается благодаря определенным предпосылкам. Успех может быть обеспечен наличием у субъекта воздействия власти над реципиентом, или авторитета у него. Субъект воздействия, обладающий властью обычно прямо, не прибегая к ухищрениям, требует от подчиненных того, что считает нужным. Субъектный (синонимы - акциональный, манипулятивный) вариант предполагает активность и избирательность психического отражения реципиентом психологических воздействий. При данном варианте цель воздействия прямо не провозглашается, а достигается посредством активности реципиента, организуемой субъектом воздействия так, чтобы она разворачивалась в желательном для него направлении. Можно сказать, что субъект воздействия ведет здесь игру в смысле Э. Берна [3]. Что касается упомянутой активности реципиента, то она может осуществляться на разных уровнях — от оперантных условных рефлексов (как любили говорить американские бихевиористы, «если держать морковку достаточно близко от морды осла, можно привести его куда угодно») до самостоятельного построения реципиентом сложной деятельности, условия которой, однако, организованы так, чтобы был достигнут запланированный субъектом воздействия результат. При субъект-субъектном (диалогическом) варианте стратегии главным является признание неповторимости и уникальности психической организации реципиента. В отличие от объектного и субъектного вариантов, субъект-субъектный подход ориентирован на долгосрочный эффект, на изменение личности и осуществляется в процессе длительного воздейственного контакта с реципиентом. Диалогические подходы, используемые субъектами воздействий в корыстных целях, позволяют регулировать процессы становления мотивационных качеств реципиентов, которые необходимы им в определенной деятельности. Так происходит вовлечение в религиозные секты, террористические организации и т.д. В данном случае субъект-субъектные воздействия призваны содействовать приобщению реципиентов через «добровольное» вовлечение и принятие «новых ценностей» к определенной деятельности. Субъект-субъектные (диалоговые) стратегии являются сложными по структуре и многошаговыми. Как правило они включают в себя и субъектные (манипулятивные) стратегии. Чаще всего субъект-субъектные воздействия направлены на формирование глубинных изменений, на создание новой структуры личности, что возможно только при длительном контакте. *По наличию цели, воздействие может быть намеренным (целенаправленным) и непреднамеренным (случайным). Намеренное воздействие – это целенаправленное влияние с намерением добиться изменений, т.е предполагает вызвать определенный психологический эффект, или, другими словами, имеет интенцию оказать воздействие на кого-либо (человека, группу, общество в целом).Субъект воздействия намеренно (с умыслом) для достижения определённой цели подбирает нужные слова, подыскивает подходящие аргументы, совершает специфические действия и т.д. Непреднамеренное воздействие – ненаправленное, случайное воздействие, без определённых целей. В данном случае психологического воздействия его возможные результаты заранее не планируются. Непреднамеренное воздействие может быть связано с неадекватным осознанием реципиентом интенции субъекта по взаимодействию, когда информирование воспринимается как иное коммуникативное намерение, например, как попытка воздействовать на самооценку («хотел унизить» или «хотел продемонстрировать свою власть»). Негативные последствия непреднамеренного воздействия встречаются при непродуманном использовании цветов в рекламе (в связи с символической функцией цвета), специфических жестов, различно трактуемыми в различных культурах и т.п. Примером положительного непреднамеренного воздействия является природное обаяние. *По направленности цели психологические воздействия бывают программирующими, стимулирующими, информирующими, предупреждающими, активизирующими и тормозящими. Программирующие воздействия задают систему мотивов или последовательность действий индивида, стимулирующие – изменяют систему мотивации, побуждают человека к принятию или смене системы установок и отношений. Предупреждающие воздействия представляют собой барьеры и ограничения к совершению определенных нежелательных действий, выполнению деятельности, которая не желательна для реципиента. Активизирующие воздействия направлены на стимуляцию деятельности, необходимой субъекту воздействия. Они подталкивают реципиента к совершению определенных действий. Тормозящие же, напротив, вводят систему запретов на какие-то формы поведения, совершение каких-либо действий, включая перцептивные, интеллектуальные, эмоционально-выразительные и т. п. информирующими,- сообщение реципиенту необходимых сведение о чем либо и ком-либо. *По степени осознанности, психологическое воздействие делится на осознаваемое и неосознаваемое. Осознаваемое воздействие, это то воздействие, которое контролируется субъектом воздействия и в котором задействованы высшие когнитивные процессы - мышление, воображение, речь, а также волевые механизмы. Примерами осознаваемого воздействия являются убеждение, открытое внушение и аргументация. Психологическое воздействие считается неосознаваемым в тех случаях, когда субъект воздействия не контролирует его. При реализации неосознаваемого воздействия участвуют простейшие познавательные процессы: ощущения, восприятие и эмоции. В качестве примеров можно привести формирование автоматических поведенческих реакций и ассоциаций в результате многократного повторения стимулов (послушание авторитетному лицу), неосознанные реакции на невербальные сигналы, исходящие от окружающих, подпороговые сообщения (тревожная музыка в фильме усиливает восприятие напряженных сцен), скрытое внушение в рекламе, эмоциональное заражение. *По степени личного участия и активности инициатора выделяется прямое и опосредованное психологическое воздействие. Под прямым воздействием подразумевается непосредственное влияние субъекта воздействия на реципиента, с целью изменения его поведения. Воздействия прямые, когда воздействующий субъект и реципиент находятся в непосредственном контакте. Осуществляются прямые воздействия средствами убеждения, увещевания, просьбы, приказа, совета, поощрения и наказания, атак же личного примера субъекта воздействия. Опосредованное воздействие (косвенные) – это воздействие, осуществляемое через создание специальных условий, ситуаций, побуждающих реципиента к изменению своего отношения и поведения, к проявлению активности. Опосредствованные воздействия реализуются через третьих лиц, средства массовой информации, произведения искусства и т. п. *По вектору направленности воздействие может быть внешним и внутренним. Внешнее воздействие – это воздействие, производимое внешними объектами (окружающими людьми, социальными условиями, ситуацией), а также ответное воздействие субъекта, направленное на внешний мир. Внутренним считается воздействие, направленное субъектом воздействия на самого себя. Средствами внутреннего воздействия являются самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самообладание, самоободрение, самостимулирование. *По результату (причинение вреда или пользы) психологическое воздействие делится на конструктивное, деструктивное и спорное. Конструктивное воздействие основано на принципах добровольности, взаимной заинтересованности, открытости, доверия. При этом субъект воздействия передаёт реципиенту в ненасильственной форме нечто своё личное (знания, опыт), а реципиент искренне хочет перенять это. Конструктивными видами воздействия являются аргументация и самопродвижение. Деструктивное воздействие предполагает взаимодействие на позициях неравенства партнёров по коммуникации, с целью достижения только собственной выгоды без учета интересов другой стороны. Деструктивное воздействие может применяться как в скрытой, так и в открытой форме. К открытым деструктивным видам психологического воздействия относятся принуждение, насилие, агрессия и т.д., к скрытым – манипуляцию. Психологическая агрессия — это социально-психологическое воздействие, нацеленное на оскорбление, запугивание, формирование зависимости, эксплуатацию или причинение вреда (ущерба) другому человеку, не желающему подобного обращения или неинформированному об основных последствиях такового. Психологическим насилием считается социально-психологическое воздействие, принуждающее реципиента к поступкам или поведению, которые не входили в его намерения; нарушающее индивидуальные границы личности, осуществляемое без информированного согласия и без обеспечения социальной и психологической безопасности индивида, а также всех его законных прав; приводящее к социальному, психологическому, физическому или материальному вреду (ущербу). Психологическое насилие может осуществляться как индивидуально, так и специфически организованной группой. Организованное групповое психологическое насилие является одной из самых опасных и тяжелых форм психологического насилия. Для определения этого понятия в литературе можно встретить такие понятия, как «контроль сознания» или «реформирование мышления». В этих терминах отражено краткое формулирование сути группового психологического насилия и результатов. Понятие «промывка мозгов», несмотря на популярность в СМИ и метафорическую образность, первоначально отражал реальную разновидность целенаправленного жесткого воздействия на психику заключенных и военнопленных с целью заставить их сотрудничать со своими врагами. Часто используемый в СМП термин «зомбирование» является чистой метафорой[3], нередко наполняемой необычным, а иногда и фантастическим содержанием. специфически организованной группой. практикующих реформирование мышления предполагает в них наличие следующих условий: —Контроля над временем и мыслями реципиента, что достигается посредством завоевания контроля над главными элементами социальной и физической окружающей его (реципиента) среды. — Систематическое создание чувства бессилия. — Управление системой наград, наказаний и переживаний (событий) таким образом, чтобы подавить внешне проявляемое поведение, которое отражает ценности и сложившуюся организацию жизни реципиента, демонстрировавшиеся до контакта с группой. — Поддержание закрытой системы логики и авторитарной структуры в группе. — Информационная изоляция субъекта. Группы, применяющие психологическое насилие, могут иметь некоторые или все эти особенности в различных формах и в разной степени. Группы с психологическим насилием не обязательно бывают религиозными - они могут возникать на почве практически любой человеческой жизнедеятельности (коммерческой, психологической, лечебно-оздоровительной, экологической и т.п.). Спорное воздействие – это такой вид психологического воздействия, когда его проявления зависят от контекста ситуации. Спорное воздействие может оказаться полезным в отдельных случаях и вредным в остальных. К спорным видам влияния относят внушение, заражение, побуждение к подражанию, формирование благосклонности, игнорирование и т.п.. *По степени открытости психологическое воздействие подразделяется на явное и скрытое. Психологическое воздействие считается явным, когда этот факт не маскируется, более того, на нем может фиксироваться внимание. Примерами могут служить деятельность гипнотизера, оратора, актера, рекламная кампания и т.п. В случаях маскировки или сокрытия факта психологического воздействия, оно является скрытым. Яркими примерами в этом контексте могут служить приемы психологической войны или так называемые манипулятивные технологии (манипуляции). Одним из определений манипуляций служит следующее: «Манипуляция - это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент» (Доценко, с. 60) *По количеству реципиентов психологическое воздействие подразделяется на индивидуальное (межличностное), групповое (контакт-коммуникативное) и массовое (масс-коммуникативное). Индивидуальное (межличностное) воздействие происходит в ситуациях, когда происходит непосредственное общение субъекта воздействия с реципиентом (как говорят «лицом к лицу»). Также к этой группе относят ситуации межличностного взаимодействия, когда происходит опосредованное общение (телефон, почта, интернет и т.п.). В этих ситуациях объект воздействия и реципиент выступает одновременно и субъектом и объектом коммуникации, осуществляется двухсторонний процесс воздействия-взаимодействия. Контакт-коммуникативное воздействие включает в себя воздейственные практики, определяемые нахождением реципиента в составе определенной общности людей, на которую оказывается непосредственное психологическое воздействие некоторым субъектом воздействия - личностью или группой лиц (оратор, президиум и т.п.). При контакт-коммуникационных воздействиях осуществляется в основном односторонняя непосредственная связь по типу «субъект воздействия - общность реципиентов». Это - ситуации проведения собраний, совещаний, митингов, зрелищных мероприятий и т.д. При масс-коммуникативных воздействиях на реципиента воздействуют средства массовой информации. В этих ситуациях осуществляется односторонняя опосредованная связь по типу «средство массовой информации (СМИ) - реципиент (аудитория)». Это - ситуации просмотра телепередач, прослушивания радиопрограмм, чтения газет, журналов, различных печатных изданий, взаимодействия с разнообразными информационными системами и т.п. *По временному фактору психологическое воздействие подразделяется на краткосрочное и долговременное. Важным параметром, отличающим один вариант воздействия от другого, является его краткосрочность или длительное применение. Наличие возможности оказывать длительные воздействия - очень важный ресурс воздействующего субъекта. Однако нельзя утверждать, что краткосрочное, единичное воздействие всегда менее эффективно, чем долгосрочное. Высокая субъективная значимости единичного краткосрочного воздействия может оказать выраженное влияние на психологические характеристики реципиента. Подтверждением является часто произносимая фраза: «Этот случай изменил всю мою жизнь!». *По уровню (широте) нарушений в психологической сфере, вызванных воздействием, у реципиента возможны парциальные и тотальные изменения. Парциальные (частные) изменения с нарушением какого-либо психического качества (например, мнения человека о конкретном явлении). При тотальных (общих) изменениях психики происходят нарушения ряда психологических качеств реципиента. *По устойчивости вызванные воздействием нарушения в психологической сфере изменения могут быть стойкими и кратковременными. Кратковременные нарушения исчезают в течение короткого промежутка времени (от нескольких минут до нескольких часов) и характеризуются по выходе из этого состояния критическим отношением к произошедшему. Стойкие нарушения могут наблюдаться в течении длительного промежутка времени без должной критики к произошедшим изменениям. Для получения устойчивых результатов приводящих к стойким изменениям диспозиций реципиента, его необходимо включить в деятельность, вызывая при этом его собственную активность, а так же использовать социально-психологические феномены, которые в большей степени определяют вовлеченность в процесс воздействия на регуляторы поведения глубинных механизмов психики. [1] Синдром конечного спасителя (Термин экзистенциальной психологии) – Вера в кого-то (какого-то мифического спасителя), того, кто придет в самый последний момент и спасет человека от беды. [2] Интенция (лат. intentio «стремление») — направленность сознания, мышления, воли, отчасти также и чувств на какой-либо предмет; в основе такой направленности лежит желание, замысел. [3] Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение | |
| |
Просмотров: 13845 | |
Всего комментариев: 0 | |